Текст: Максим Беренов, президент Уральской федерации пластичных единоборств, автор курса «Безопасность ребенка»

Много лет назад знакомый подросток поздно возвращался домой. На темной пустынной улице за ним какое-то время следовал крупный дядька лет сорока, а затем после мучительной внутренней борьбы принял наконец решение и задал вопрос:

– Конфетку хочешь?

Мой испуганный друг, в растерянности – то ли бить коленом в пах, то ли бежать, – ответил:

– Нет, не хочу! А чего надо-то?

– Да у вас, говорят, район бандитский. Можно я с тобой пойду? А то мне одному страшно!

– А конфетка зачем?

– Да мне больше предложить нечего, а просто так навязываться как-то неловко…

 Разговаривайте с незнакомцами

Статистика, примерно одинаковая для всех развитых стран, неумолима: у вашего ребенка примерно в 1000 раз меньше шансов встретить маньяка, чем попасть под машину. Шансы встретиться с грабителем, мошенником, карманником, злой собакой еще выше. А проблемы в общении с коллективом есть почти у каждого. Однако большинство людей упорно концентрируется лишь на одной теме: «Чтобы ребенка не смог похитить маньяк».

Я знаю, как выглядит ребенок, подвергшийся насилию. Как нелегко бывает родителям и психологам, работающим с такими детьми. И ни разу мне не приходилось слышать от пострадавших о конфетках, котятах и просьбах «проводить до аптеки», про которые часто говорят на курсах по детской безопасности! Такие советы скорее обслуживают родительскую тревогу, чем предохраняют детей от реальных опасностей. В этих программах заметно стремление полностью закапсулировать ребенка от опасных ситуаций. Всегда рекомендуют разрыв контакта: не отвечать на вопросы, не оказывать помощи. Известны случаи, когда заблудившиеся дети, соблюдая этот запрет, уходили в лес от разыскивающих их волонтеров! Дворовый ребенок, не ходивший ни на какие тренинги, ведет себя в потенциально опасной ситуации зачастую адекватнее. Он знает, что разговаривать с незнакомыми людьми можно и нужно, именно в этом один из ключей к жизненному успеху.

А как сделать это безопасным для себя способом – в Сети этого нет. За этой информацией надо идти к тем, кто знает. Жертвам, полицейским, следователям. В конце концов, преступникам. Или советоваться с теми, кто эту информацию собирал.

 «Всегда» значит «никогда»

Порой на тренингах по самозащите, которых сейчас немало, нарабатываются действительно полезные навыки. Держать при разговоре с потенциально опасным человеком безопасную дистанцию, смещаться к ресурсам (например, местам, где есть люди, готовые оказать помощь, или просто свидетели), класть руку на оружие (ключ, если нет поблизости камней и палок). Я и сам на занятиях разбираю подобные вещи. Но авторы тренингов зачастую слабо представляют, в каких ситуациях это делать необходимо, а в каких нет. И настаивают на том, что подобные действия необходимо выполнять всегда. Но во многих случаях это выглядит нелепо и глупо, а то и просто невозможно – ну нельзя «включать паранойю» круглосуточно. Дети чувствуют эту фальшь и перестают выполнять «действия безопасности» вообще. Даже там, где они действительно нужны.

В некоем тренинге разбирается ситуация: с девушкой-подростком на улице пытаются познакомиться. Алгоритм действий дается безальтернативный: ответить «Нет, я спешу», убежать, если не получается – кричи и падай на землю, отпинывайся ногами… Вопрос о том, что девушке молодой человек может понравиться, о том, как знакомиться безопасно, даже не рассматривается.

На что обращать внимание при выборе тренинга для своих детей?

Поинтересуйтесь основной профессией автора тренинга. Если автор тренинга педагог, то курс может быть великолепным с точки зрения методики. Спорт-смен даст упор на физическую подготовку и боевые приемы. Психолог, если повезет, научит общению в конфликтных ситуациях. Но главный пробел – как думают и действуют преступники, когда они выбирают жертву, – информация из Сети «закрыть» не в состоянии. Два лучших для своего времени курса по детской безопасности, с которыми я ознакомился в начале нулевых, были созданы милиционерами. Автор сбалансированного курса должен быть компетентен сразу во всех перечисленных областях.

Не стоит бездумно следовать советам «специалистов по детской безопасности», примеряйте их на реальную жизнь. И главное – думайте самостоятельно и учите этому детей!