Нам говорили, что победа не главное – главное участие. Ну, как еще настраивать на конкурс? Ты обязательно победишь? Или наоборот, настоятельно говорить, что победа в твоих руках?

Текст: Анастасия Муравьева (Беренова), психолог, художник, директор семейного центра «Дарина» для журнала «Шпаргалка»

Недавно мне попалась статья про гимнастку, которая тяжело заболела, возможно, из-за перенапряжения в спорте. Когда-то давно я и сама писала подобные статьи – про то, как много насилия в спорте, в стремлении к победе любой ценой, в растяжках через силу, во всем этом «переступи через себя». Вот в этом «переступи через себя» и кроется самое большое зло – такая победа любой ценой не закроет дыру в себе, только приведет ее к расколу. Нет «любой цены», особенно в детстве. Потому что если цена выше – это уже поражение. Чем заплатили? Радостью, умением отдыхать, возможностью реализовать хобби? Нервами, слезами?

И что тогда? Тогда самое главное – победа не самоцель.

Парадоксально, но именно умение проигрывать становится важным навыком. Не идентифицировать себя целиком с занятием, не ставить самоцелью победу. Умение быть готовым к поражению – необходимый навык и в бизнесе, в жизни. Потому что излишне позитивное мышление, зацикленность на результате порой лишает удовольствия от процесса, и что немаловажно – приводит к перенапряжению. Готовность проиграть и остаться собой снимает излишний стресс. Что же значит не идентифицировать себя? Часто мы говорим: я – спортсмен, я – руководитель, я – инженер. Я не люблю говорить, что я психолог, потому что жизнь – она шире, и, уйдя из одного вида занятий, мы не теряем себя целиком. Это важный момент – не сливаться с победой или поражением. Как же эту мысль донести до детей? Все просто, дети как раз воспринимают это через нас, взрослых. Мама на соревнованиях волнуется в разы больше ребенка, часто транслирует свои амбиции о победе, часто это проговаривает тренер. Все-таки чем больше в этом игры, квеста, чем проще отношение к жизни – тем лучше. И это нисколько не умаляет ценность победы. Это всего лишь расширяет горизонты. Я не только победитель, я еще мечтатель, мудрец, искатель, я не зацикливаюсь на одном действе.

И на оценках тоже. Нас часто бросает в крайности – или оценки, или правила, или «ой, система травмирует». Если система травмирует – надо однозначно вставать на сторону ребенка. У травмы есть свои признаки – телесное сжатие и другие реакции тела, она непроизвольна и порой неуправляема. У простых капризов – ой, меня недооценили в детстве, поэтому я ничего не добился в жизни – этого нет, и я верю, что чуткий родитель увидит разницу. Но и тех, кого загнали переживаниями, оценками, требованиями, самоцелью достижений в травматический опыт я видела тоже, увы. Если в детстве был тяжелый опыт, то уже в возрасте может прийти или зацикливание на успехе или наоборот полное отрицание его ценности.

Хотя, конечно, победа – это прекрасно. И радость от победы тоже важна. У меня был опыт работы с бывшей спортсменкой, которую всю жизнь настраивали на победы. Уже во взрослом возрасте, в поисках гармонии и своего пути она приняла решение получать удовольствие от процесса, а не результата, разрешила себе вволю отдыхать. И… стала отдыхать годами, без особого энтузиазма занимаясь работой. Да, так тоже бывает, когда разрешаешь себе что-то, сильно запретное, организм потом не может напитаться, и саботирует, саботирует…. Ну, когда же я захочу снова стать лидером и победителем? – каждый раз спрашивала она меня. И вот, наконец, в одном из упражнений она почувствовала силу прыжка и вкус победы. Но и это была тоже только часть, чего-то ей не хватало. Тогда я предложила ей соединить тот вкус победы и удовольствие от процесса – порой неспешного и бережного к себе.

Да. Можно быть и в прыжке, и в ожидании, и в радости от победы, и в удовольствии от процесса. Это, наверное, и есть состояние равновесия.

Итак, подведем итоги.

  1. Чтобы не зацикливаться на победах и достижениях важно ощущать свою ценность независимо от деяния-недеяния. Ну и при этом не обесценивать свои заслуги.
  2. Уметь переключаться от одной деятельности на другую. Не сливаться с ней, видеть жизнь в ее многообразии.
  3. Заметить вовремя, если возникают травматичные ситуации. Если проиграть настолько больно – лучше временно не участвовать. Если ради победы столько переживаний, столько напряжения – лучше взять паузу. Или своим примером показать детям, как нужно уметь расслабляться – поехать на природу и просто побегать, ни о чем не думая.
  4. Бережное отношение к себе не значит унылое и пресное существование. Бережно можно и крупный проект вести, проявляя силу, но понимая, когда вовремя остановиться. Научите своих детей тоже слышать это вовремя.
  5. Поражение так же ценно, как и победа. Дойти до финиша последним, но не бросить – тоже важный навык.