Текст: Анастасия Муравьева (Беренова), психолог, художник, директор семейного центра «Дарина» для журнала «Шпаргалка»

Однажды меня спросили в эфире про … нет, не про творчество, про травлю и мое детство. А там, признаюсь, ее было много. Что мне помогло из опыта травли выйти? Я не успела тогда быстро найти ответ и рассказала, что потом пошла учиться на психолога, чтобы помочь для начала себе.

 Уже дома я очень пожалела, что не рассказала самого главного. Травля действительно была, но она закончилась в девятом классе, просто исчезла. Потому что я перешла в новый класс, он был с художественным уклоном, и наша школьная жизнь стала мирной, а мерой отношений – уважение друг к другу.

Позже мне попадались исследования, доказывающие, что занятия творчеством и открытость коллектива в разы снижают его агрессивность и вероятность буллинга. Потому что каждый чувствует себя самодостаточным, а творчество дает импульс принимать человека в его инаковости.

Именно этим оно и прекрасно вдвойне.

Да, я уже много лет не могу закончить картину. Но умение быстро находить решение пригождалось мне много раз.

Что нужно, чтобы его развить?

1. Хорошо развивает фантазию умение переводить информацию из одного канала в другой самостоятельно.

Чем чтение отличается от просмотра фильма? Тем, что мы, складывая слова в буквы и предложения, сами представляем картинку, а не потребляем ее в готовом виде. Иными словами, переводим образ из аудиального в визуальный канал. Поэтому здесь хорошо все, что тренирует этот навык: читать, смотреть выставки и обсуждать увиденное, телесные практики.

2. Умение без критики оценивать процесс и результат.

Соблюдаем несколько правил здоровой критики: сначала хвалим, потом критикуем, а если критикуем, то делаем это в виде совета: «мне кажется, так было бы лучше…» или «а как ты сам считаешь, что было бы лучше?» И очень хорошо ребенку дать навык устойчивости к критике. Заранее объясните ему, что есть разница между «плохой работой» и «плохим человеком», а еще – что плохого творчества в принципе не бывает.

3. Обязательно поддерживайте в ребенке инициативу. Как социальную, так и в учебе.

Пусть сначала сам сделает, даже если сделает с ошибками. Да! Хорошо окружить его такими учителями, которые будут разрешать ошибаться и радоваться пути. А социальная инициатива полностью зависит от вас, родители. Чем больше возможностей для размышления, выбора, самостоятельных дел вы оставляете ребенку, тем лучше.

4. Вынесу отдельным пунктом. Мало только инициативы, важно еще дать понимание, что ошибки – часть роста и они очень важны.

5. Прислушивайтесь к интересам ребенка и следуйте им.

Сменил три секции? А когда, как не в детстве, пробовать новое? Заметили у него новое увлечение? Вместо того, чтобы думать, как совмещать его с «обязательной музыкалкой», поддержите, даже если оно нелепо. Пусть пробует, щупает, узнает свои способности и мир.

6. Нужно ли отдельно тестировать свои таланты, чтобы знать, что важнее развивать? Лично я не доверяю тестам и считаю, что в творчестве важнее заниматься тем, чем хочется, куда лежит душа.

Даже если ключевая компетенция в другой области – то, что увлекло, ведь для чего-то нужно? И что страшного, если ребенок будет заниматься тем, что не является зоной его большого таланта по тестам?

7. А вот творчество и спорт я бы разграничила.

Есть дети с потрясающим чувством тела, и все пророчат им танцы или даже занятия гимнастикой, забывая одно: если эти занятия уже перешли в область спорта, принципиальны не природные навыки, а желание побеждать и мотивация, целеустремленность, а это совсем другой склад характера. Дети же с хорошими телесными способностями, памятью, но без целеустремленности как раз требования серьезных секций воспринимают как насилие. Тут решение только одно: найти тот вариант занятий, который подходит именно вашему ребёнку – для себя или для побед.

А вообще творчество настолько многогранно, что всем так или иначе творческие навыки пригодятся – в бизнесе, в работе, в семье и просто для души.

Анастасия Беренова, психолог, эксперт по безопасности