Статья для журнала «Шпаргалка»

Как правило, слово «агрессия» ассоциируется у нас с громким голосом, разговором на повышенных тонах, угрожающей мимикой и жестикуляцией. Но существует специфический вид агрессии, незаметный для окружающих. Тихая агрессия – своеобразный тест на виктимность. Если тест не пройден – следует нападение.

Текст: Максим Беренов, президент Уральской федерации пластичных единоборств, автор курса «Безопасность ребенка»

Источником «тихой» агрессии может оказаться одноклассник, сосед, родственник. Действия «тихушника» могут быть весьма разнообразными: незаметные прикосновения и тихое произнесение оскорблений, угроз, непристойностей. Жертва, скованная стеснительностью, не решается что-либо предпринять, тем самым развязывая руки агрессору.

Как действовать в ситуациях тихой агрессии?

Представим себе конкретную ситуацию: ребенок сидит на уроке, в это время сосед по парте начинает шептать ему на ухо гадости. Фекальные и прочие неаппетитные темы у детей 8-11 лет пользуются большим успехом. Агрессор получает удовольствие именно от смущения, которое испытывает жертва. От того, что кто-то боится и стесняется больше, чем он сам. Причем не его боится, а стать посмешищем для всего класса.

Что же делать ребенку? Промолчать? Издевательства будут продолжаться. Ударить? Тогда со стороны будет казаться, что именно он агрессор. Вряд ли учитель будет на его стороне.

Правильным действием будет привлечь внимание окружающих, отстаивая свои границы. Именно этого «тихушник» боится. Именно этот страх и заставляет его действовать незаметно.

Встать, и громко, уверенно и членораздельно произнести: «Не смей больше говорить, что…», а затем громко процитировать гадость, сказанную агрессором. Постарайтесь убедить ребенка, что в этом случае смеяться будут не над ним, а над тем, кто пытался остаться в тени. А смеяться будут обязательно. Для «тихушника» этот смех невыносим. С высокой вероятностью на этом его действия прекратятся. Если «тихушник» делает гадости – задача ребенка практически та же: комментируем его действия, выставляя их на всеобщее обозрение.

Как противостоять взрослому

Но представим себе, что те же действия позволил себе не ребенок, а взрослый, скажем, в автобусе. В этом случае ребенок должен сперва позаботиться о собственной безопасности: отойти на достаточное расстояние, лучше в сторону водителя или кондуктора. И быть готовым к физической агрессии. Словесная же формулировка может быть такой: «Пожалуйста, будьте свидетелем, – этот человек сказал/сделал то-то». Произносить эту фразу надо, глядя в глаза и держа свидетеля за руку. Наиболее выигрышно обращаться к паре среднего возраста. Женщина не оставит ребенка без помощи, мужчина при женщине не решится показать себя трусом. Таким образом, будет не только привлечено всеобщее внимание к действиям «тихушника», но и обеспечена физическая защита.

По той же схеме действуем, когда взрослый совершает агрессивные действия наедине: набрать дистанцию, сместиться к выходу или в сторону людей, которые могут помочь, затем обозначить свои границы «не смейте делать/говорить то-то», затем разорвать контакт и сообщить родителям.

А вот угрожать, что все расскажете, не надо: это может вызвать панику и спровоцировать еще большую агрессию.

Родители могут совершить две ошибки. Первая – недооценить сообщение ребенка. Мне известен случай, когда мамина фраза «Надо было дружить с хорошими детьми» в ответ на жалобы ребенка, что он подвергается «тихой агрессии» со стороны сверстников, навсегда разрушила доверие. С другой стороны – опасно и переоценить слова ребенка, воспринять некритично. Дочь одной моей знакомой пожаловалась, что родственник мужского пола «все время ее трогает». Встревоженная мама тщательно допросила дочку. Выяснилось, что мужчина, обеспокоенный здоровьем ребенка, часто прикладывал руку к ее лбу…

И все же чаще тихая агрессия недооценивается родителями. А ведь это – пробный камень. Первый шаг на пути к травле. Более того: дети позже выносят метод тихой агрессии во взрослую жизнь. Именно так грабители и насильники проверяют, готова ли жертва стать жертвой.  Это еще одна причина, по которой  навык противодействия «тихой агрессии»  так важен.