С чего начинается безопасность?

С этим вопросом мы обратились к эксперту по детской безопасности, автору книги «Безопасность ребенка, подростка» Максиму Беренову и психологу, куратору школы безопасности Анастасии Береновой.

Почему книга такая большая? Ведь советы можно написать на 5-10 листах, неужели кто-то будет читать почти 300 страниц?

— А это не советы. Это принципы жизни. И чтобы описать их – нужно не только проговорить правила, а научить думать, смотреть на мир иначе. Вот можно, например, проговорить правило – никогда не разговариваем с незнакомцами.

Но ведь это самый частый совет всех статей о правилах поведения на улице!

— Но какое отношение оно имеет к безопасности? Ровно противоположное – вредит!

Давайте разберем внимательно – а могут ли знакомые люди причинить вред? А могут ли незнакомцы помочь, например, если ребенок потерялся? А можно ли вообще не разговаривать с людьми? Вопросы можно перечислять долго. У меня есть и пример, когда дети шестого класса помогли взрослой женщине, упавшей на школьном дворе – просто ждать взрослого можно было бесконечно…Именно поэтому настоящая безопасность начинается не с правил, а принципов жизни. Один из них – уметь разговаривать с незнакомыми людьми можно и нужно, в этом залог жизненного успеха. Надо только делать это правильно.

Какие советы можно дать родителям, когда ребенок может ходить один?

— Здесь многое зависит и от семьи, и то ребенка, и от маршрута. Прежде всего, ребенок должен захотеть стать самостоятельным. Ему должно быть интересно и легко. Во-вторых, у него должны быть уже навыки общения, понимание того, когда нужно позвонить родителям или убежать. Тогда он с радостью воспринимает информацию о безопасности.

Не приведет ли это наоборот, к запугиванию, так что в каждом кусту будет мерещиться маньяк?

— А вот тут важно не только что мы говорим ребенку, но и как! Прежде всего, надо проработать свои собственные страхи, а разговор выстроить лучше в формате игры.

Например, с ребенком полезно играть в игру «Безопасный маршрут».

Игра «План двора и план маршрута»

Для игры может использоваться свой собственный двор или постоянный маршрут  (дом — школа).

Рисуется  подробный план местности, на котором отмечаются:

  • розовыми линиями обычный маршрут;
  • зеленым цветом – места, где можно получить помощь;
  • cветло-зеленым – скопления людей;
  • cиним –  убежища и укрытия,  синими стрелками  можно прорисовать направление бегства к ним, при которых противник теряет вас ненадолго из виду;
  • желтым  – места, где можно найти оружие, на  рисунке желтым
  • также помечен фильтр: узкий проход, где можно остановить группу противников  примени подручное оружие;
  • красным — источники опасности.

Затем желательно многократно прогуляться по маршруту и его окрестностям с целью уточнения карты.

Для упрощения игры можно в один день обращать внимание только на места скопления людей, в другой — на подручное оружие. Кто насчитает больше — получит приз.

Затем постепенно усложнять, вводя поиск сразу по 2—3 категориям, а после и по всем перечисленным.

Важно:

  • обращать внимание на время и дни работы магазинов,  банков;
  • проговаривать с ребенком, что «в будни до трех  за помощью лучше бежать в банк, а после трех и в выходные в круглосуточную аптеку;
  • указывать на обнаруженный объект, особенно если это источник опасности, надо тихо, не привлекая внимания, и уж совсем недопустимо тыкать пальцем.

Следующим игры заданием будет выработка нового маршрута, который проходил бы как можно дальше от источников опасности  и как можно ближе к ресурсам.

Ресурсы – это не только уже упоминавшийся подручное оружие. Но еще и те, кто могут помочь – прохожие, служащие магазинов и банков по маршруту.

Ну и в заключение, какие советы можно дать родителям, которые отпускают ребенка одного?

Я бы указал не только для них, но и общий принцип универсальных советов:

-основа безопасности – доверие. Разговаривайте с детьми, обсуждайте их жизнь. Если он боится ходить один, внимательно расспросите его обо все на маршруте (но чаще боятся родители),

-дайте понять, что ответственность и свобода идут рука об руку. Чем больше у ребенка ответственности – он звонит во время, не опаздывает, контролирует время в гостях и если задерживается, предупреждает – тем больше у него свободы.


 

Более подробную информацию о различных аспектах безопасности, разрешению конфликтов можно прочитать в книге «Безопасность ребенка. Подростка. Жизнь без страха» (покупка только по предзаказу). Сейчас идет сбор на ее издание.