В новый коллектив, будь то группа во дворе или школа, войти всегда сложнее, чем во вновь создаваемый. Почему? Да потому, что внутри группы уже есть правила, отношения, роли.

Текст: Анастасия Беренова, психолог,  для журнала «Шпаргалка»

Оценить сложность включения в новый коллектив можно по нескольким параметрам:

Насколько его ценности совпадают с вашими? Парню с окраины сложнее включиться в коллектив элитной школы, как и наоборот.

Насколько самому ребенку хочется включиться? Если, например, смена школы произошла из-за вынужденного переезда, развода, сначала надо восстановить равновесие внутри. Ребенку, который сам рвался в новую школу, будет куда проще.

Какие идеи и ценности в новом коллективе? Можно поговорить с родителями, учителями заранее. Как решаются вопросы ранга и иерархии? Учитель всегда прав, потому что учитель или создал авторитет, основанный на реальных делах? Есть ли в школе прессинг учителей администрацией? Немаловажным станет при переезде и вопрос психологического комфорта: как принято решать конфликты, есть или нет травля, занимаются ли ее профилактикой. Да, и идеологию не всегда можно оценить. Думали, в школе культ знаний, а в итоге – споры за модные шмотки. Но, к счастью, и наоборот бывает. Например, я сама меняла школу ребенку после первого класса. И вот что меня привлекло:

— слова учителя «Нет плохих детей, надо искать подход», «Кто травит других в классе, нуждается в помощи сам. Мы всегда находим, чем поддержать»;

— в школе все здоровались со всеми. Абсолютно;

— чистые туалеты с кабинками на замках. Да! Уважение к границам и интимному стыду детей очень важно. Кстати, забегая вперед. Ребенок быстро вписался в коллектив. Удивительно, но в первом классе лицея адаптация шла куда хуже.

И все же, как поддержать сына или дочь при смене школы? Что делать? Многое зависит от внутренних качеств ребенка. Если он «тихоня», можно сходить на консультацию к психологу.

Если ребенок имеет особенности, обязательно скажите об этом учителю. Какое решение он предложит, найдет ли подход или даст совет? Ни в коем случае нельзя стигматизировать психические особенности. В этом случае учитель все спишет на банальную невоспитанность и будет ругать, а при инциденте не будет знать, что делать.

Если ребенок чем-то рьяно увлечен, уточните, востребовано ли это. Очень важно чувствовать свою ценность. Когда ребенок только включается в новый коллектив, обязательно интересуйтесь у него, как дела, с кем дружит, что нравится.

Наблюдайте, как ребенок приходит из школы. За его настроением, активностью. Иногда стоит задуматься при виде синяков или испорченных вещей.

А если все в порядке и надо просто привыкнуть — продумайте, как поддержать его. Часто помогают стабильный режим, ресурсные творческие занятия.

Кстати, в коллективы с линейной иерархией встроиться гораздо сложнее – это когда есть один маркер успешности, например, рейтинг оценок, и все вовлечены в гонку за первенство. Если же иерархии не линейны, есть разные направления, где можно проявить себя, есть ценность творчества – такие системы легче впускают новичков и гибки к приятию инаковости.

Общее правило: где нет травли, там новичку легче. Поэтому вдумчивый родитель должен изучить, что это за явление, как его определить и профилактировать (тоже можно!). Ну, и в заключение. Для включения в новый коллектив иногда достаточно ритуала – например, организовать чаепитие и позвать всех, потому что беседа за чаем порой сближает куда лучше, чем многочисленные тренинги.