«Сейчас модно говорить, что «кризис — это возможность». Нет. Кризис и эпидемия — это большое потрясение, даже беда. Возможность — это ваша сила проработать травму и выйти из нее с новым ресурсом».

Анастасия Беренова, психолог, сооснователь Клуба умной безопасности:

— Наверное, самая большая ошибка нашей психики в том, что любую ситуацию мы воспринимаем как конечную историю. Пока были стабильность и развитие — это воспринималось как неизменность. Сейчас все перевернулось — онлайн стал главенствовать во всем — и это тоже кажется вечным. Но это пройдет. Мир, конечно, не станет прежним, но и не изменится кардинально.

Как пережить это время без потерь для собственной психики?

1. Стоит ограничить каналы поступления информации. Выберите несколько источников, которым доверяете, остальные забудьте. Конечно, хочется верить, что «высокие вибрации планеты меняют мир», но лучше читать то, что по делу и ясно. Только ясность целительна. Я читаю сводки ВОЗ и нескольких врачей и блогеров, которых знала до этих событий. Читать или не читать? Это ваш выбор. Делайте то, что придает сил, а не отнимает их.

2. Мы в травме. Меньше или больше, но это так. Сейчас модно из каждого утюга кричать что «кризис — это возможность». Это не так. Кризис или эпидемия — это, прежде всего, большое потрясение, или даже беда. Это случилось просто потому, что всегда что-то случается. Возможность — это ваша сила проработать травму и выйти из нее с новым ресурсом. Проработать — не значит выпрыгивать из штанов, что-то делая. Это: набрать ресурс, пройти осознание, прожить расширение «я больше, чем то, что происходит со мной».

Поэтому не надо с места в карьер бросаться «делать дела», включаться в онлайн, развиваться через силу. Истощение и утомление в конце карантина только отсрочит разумный выход из него. Выйдет с меньшими потерями в первую очередь тот, кто смог восстановиться и сохранить устойчивость внутри себя без суеты.

Исходя из этого же пункта очень важно отделить страхи иррациональные от страхов реальных. Слишком многое сейчас в отработке глубинной памяти — закрытые границы, неуправляемость смерти, голод и т.д. Чем меньше обращений к картинкам из прошлого, тем лучше.

То, что страх есть, — это нормально. Можно спросить себя: а чего именно я боюсь? Странно не бояться того, что неуправляемо, опасно и делает жизнь хуже и беднее. Лучше прожить и принять это, чем в невротичном отрицании хвалиться: «У меня высокие вибрации, меня не касается». Ясность дает устойчивость.

3. Многие говорят, что онлайн спасет мир. Нет, не спасет. Потому что, как я уже писала, сейчас не время впитывать новую информацию в больших объемах. Конечно, можно себя заставить, но легче от этого не будет. Скоро мы увидим, наоборот, резкое снижение спроса на онлайн-продукты.

Сейчас в онлайн можно зайти двумя путями:

  • если вы состоялись офлайн и можете предложить то, что здесь и сейчас сделает жизнь лучше, причем без обмана и манипуляций. Манипуляции стали более зримыми и выпуклыми. Все, что работало на бутафорские «успешные успехи», сдохнет.
  • если продукт, который вы запускаете, дает нужный ресурс, устойчивое состояние.
    Для этого как минимум нужно не быть в тревоге и не «фонить» ею самому. Что касается потребителя контента — то смотрим и изучаем только то, что дает ресурс. Вдохновляет вас трансляция «Лебединого озера» (извините за сарказм) — смотрите. Чувствуете щемящую боль от невозможности пойти в театр — выключайте.

4. Говорят также, что онлайн завоюет мир. Нет. Завоевывает мир то, что дает максимальный ресурс. Поэтому впереди ренессанс живых встреч — всего того, что сейчас в дефиците и в чем еще через месяц-другой мы будем нуждаться еще острее. Ценность отношений только усиливается. И еще более зримой станет разница между онлайн-уроком и живой встречей с учителем, который способен своей харизмой разбудить в учениках любовь к знаниям. Опять же в онлайне выиграть сможет тот, кто умеет вложить в курс живую энергию, вдохновение, ощущение совместной работы.

5. Мир изменится безвозвратно. Да, он изменится. Но это не будет поворот на 180 градусов. Это скорее будет усиление вектора развития, который был задан ДО. Был вектор взаимопомощи — люди объединяются и помогают еще больше. Был вектор на разобщенность — будут кидать камни в автобусы с контактирующими. Был вектор паранойи — усилится вера в мировые заговоры. Победит вектор, в который вложено больше энергии групп. Посмотрите, какие именно действия усиливают ваше состояние, задайте вопрос: чего больше я привношу в мир?

Страхи карантинных мер тоже связаны с исходным развитием общества — где-то в них видят заботу о человеке (превыше экономики — жизнь), а кто-то использует их как способ всех контролировать.

6. Отдельно о теории заговоров. Я так до конца и не поняла, в каком травматическом опыте возникает потребность веры в мировые заговоры. Я вижу (и это не диагноз, конечно, а наблюдение) большую тревогу, много страха и разобщенности внутри людей: есть «я» — и есть тот, «кто управляет мной».

Но и в этом состоянии есть способ выйти из истерики и найти простые решения по признанию страха и опасности. Каждый справляется, как может. Кто-то отрицает, кто-то перестраховывается. Кто-то выбирает работу, потому что иначе — не выжить, а запреты не помогут там, где вопрос выживания стоит реально. Это и есть истинное позитивное мышление — найти силы принять проблему.

7. Но аккуратнее с искусственным позитивным мышлением! «Надо искать плюсы и радоваться. То, что не убивает, делает нас сильнее. Надо учиться, развиваться, а то в будущее не возьмут». Такой настрой грозит скрытой депрессией, а лечится она едва ли не сложнее обычной. Если во всем искусственно, без проживания, придумывать позитив, это только истощит человека, а в будущее легче входить с сохранной психикой.

Ищутся плюсы — прекрасно. Если плюсы не находятся — значит, пока не время. Не надо натягивать сову на глобус. А тех, кто хвастается «у меня лучшая сова на идеальном глобусе», уберите от себя. Они токсичны.

8. Шелуха отпадет, это проверка бизнесов на прочность. Да ну? Получается, хороший туристический бизнес был большей шелухой, чем производство туалетной бумаги?

Просто кто-то оказался в нужное время в нужном месте. Потом эту бумагу закупать перестанут и думать об этом забудут. На благополучие бизнеса в перспективе нескольких лет это не обязательно повлияет, если у бизнеса были четкие стратегии развития (хотя, конечно, и это не гарантия). А вот снобизм «а я ушел в онлайн, я молодец, а ты?» указывает на внутреннюю неустойчивость. Потому что есть вещи, вообще не предназначенные для онлайн, те же выездные летние программы. И никакие картинки из Европы не заменят реальные путешествия.

Самообман губителен. Что-то рухнет безвозвратно, да. Но это не показатель непрочности, а большая боль.

Единственное, что хорошо: рухнут имитация и наносное. Вызов времени — честность, в том числе с собой. Курсы богинь и обучение успеху без включения мозга идут хоронить себя. А настоящие бизнесы выживут только в одном случае: если владелец просто будет делать то, что можно в данный момент. Делать, покуда делается. И будь что будет.