«Первые продажи — самые сложные. Иногда надо закинуть денег самим, чтобы показать: «Эй! Книгу-то покупают!». Запрещенный прием, конечно, но нам удалось найти компромисс», — Анастасия Беренова для ДК

Историю «Клуба умной безопасности», где детей и подростков учат постоять за себя и в случае необходимость дать сдачи, причем как физически, так и морально, DK.RU рассказывал не так давно. Основатели компании Максим и Анастасия Береновы делились, что этим летом издали книгу «Безопасность ребенка и подростка. Жизнь без страха», где собран 20-летний опыт работы и откуда можно узнать, как думает и действует преступник, как он выбирает жертву, и как сделать так, чтобы ею не стать. Также в книге дан подробный разбор, как реагировать на различные типы психологического давления и словесной атаки — от угроз, крика и брани до манипуляций, бестактных вопросов и непрошенных советов. Кроме того, автор пишет о сексуальных угрозах, в том числе таких, которые не рассматривались ранее, и учит, как их минимизировать. Причем ряд рекомендаций идет вразрез с общепринятыми.

По словам Анастасии Береновой, предтечей типографской книги стал выпуск электронного издания — собрать материалы в рукопись пришлось спешно, по семейным обстоятельствам. Супругам понадобилась крупная сумма на лечение ребенка, и выход книги мог бы помочь. В итоге электронная версия получилась, Береновы объявили сбор средств: купи издание за 500 руб. и внеси деньги на операцию. Нужную сумму собрали таким образом за сутки. После к супругам стали обращаться за экспертным мнением, приглашать на эфиры телепередач. Тогда Береновы решили, что нужно обязательно выпустить книгу и на бумаге.

О том, зачем нужно публиковать книги в принципе, как это сделать с минимальными затратами без помощи издательств и какие подводные камни могут встретиться на пути, Анастасия Беренова рассказывает в авторской колонке на DK.RU.

«На своем интеллектуальном труде можно зарабатывать. Это не стыдно». Как издать книгу 1

Анастасия Беренова, сооснователь «Клуба умной безопасности»:

— Во-первых, издать книгу самим — это реально. Более того, это нужно. Конечно, можно ограничиться электронным вариантом, но поверьте, уже через год книга будет лежать в бесплатном доступе. Если распространение «безвозмездно даром» не входит в ваши планы, бумажный вариант имеет еще несколько других преимуществ. Первое: 19 экземпляров уходит в публичные библиотеки, книге присваивается номер, а такая книга — уже не самиздат, а серьезное подтверждение вашей квалификации.

Сейчас многие спорят: блог или книга? Зачем книга, если есть блог? Ни в коем случае не смешивайте смыслы этих продуктов. Книга — это показатель того, что у вас есть система. Блог — площадка для вовлечения. Не имея блога, сложно издать книгу и раскрутить ее самим.

Есть и еще один момент: ваш блог — это не ваш блог. Кто владелец социальных сетей? Вы никогда не знаете, какие настройки показа будут завтра. А книга — всегда ваш продукт.

Конечно, сейчас многие говорят о том, что наступает пора графоманства. Поэтому прежде чем издать книгу, убедитесь, что у нее есть читатели и она полезна. После выхода электронной версии своей книги в октябре-2018 мы собрали отзывы и даже показывали ее экспертам. С ними оказалось сложнее, чем мы думали — по детской безопасности экспертов почти нет! Конечно, мы показывали ее и родителям, и психологам, и педагогам, и детским писателям, собирая как советы, так и отзывы. В итоге поменяли пару небольших глав, но от концепции не отступили. Наоборот, решили просто поменять стиль продвижения.

Мы стали говорить честно: «Да, наша книга для новаторов, да, она может напугать тревожного родителя, да, многие советы вызывают оторопь у педагогов старой закалки. Но вы же хотите не только безопасности здесь и сейчас, а активной жизненной позиции ребенка? Поэтому не запретами и капсуляцией, а честными разговорами и спокойными беседами можно прийти к цели. Да, это сложнее и неудобнее. Да, придется снять белое пальто». Так выкристаллизовывался не только подход, но и способ продвижения. А разгромная рецензия педагога с огромным стажем о том, «что ребенок, узнав об опасностях, сам становится агрессором», перестала не только пугать, но и развеселила. Оказалось, идти против закоснелой системы не страшно, а интересно. И рядом будут единомышленники. Поэтому на этом этапе я посоветовала бы:

Во-первых, протестировать книгу в среде экспертов и читателей. Плюс определиться с целевой аудиторией. В нашем случае все родители или все педагоги — это не аудитория. Третье: нужно говорить и объяснять ценность книги, если тема нова, формировать спрос. Для этого мы придерживались двух принципов. Первый — никогда не играть на родительских страхах и не манипулировать ими. Это подло, хотя на начальных этапах развития выгодно — чем многие и пользуются, увы. И второе: не формировать решение об издании или неиздании книги, опираясь на фокус-группу родителей — это ошибка. Это все равно что истинность законов физики на фокус-группе проверять! Решение — дело эксперта.

Второй этап — дизайн и верстка, корректорская правка и согласование фото, если они есть. Тут важно определиться, кто и как будет готовить книгу к печати, как будут урегулированы авторские права фотографа, дизайнера, моделей. Можно обратиться в издательство, и если книга интересная, они сами подготовят рукопись. Можно всю издательскую работу взять на себя, тогда печать напрямую в типографии будет значительно дешевле. В нашем случае — в три раза! Но это не значит, что и в продаже книга должна быть дешевле — вы же считаете свой труд тоже.

«На своем интеллектуальном труде можно зарабатывать. Это не стыдно». Как издать книгу 2

Теперь остановлюсь на технических моментах. Нюансов здесь так много, что даже я, имея за плечами диплом книжного графика, не была готова к такому повороту. Вы знаете, например, что шрифты нужны либо бесплатные для коммерческого использования (если книга не издается как некоммерческий продукт), или их нужно купить? Такие вопросы — а их масса — в издательстве решает специально обученный человек. А когда делаешь книгу сам, приходится вникать во все. Но у самостоятельного издания есть, кроме экономии денег, и еще множество преимуществ. Так, авторские права остаются за вами — как эксклюзивные, так и лицензионные. Так как наша книга — это еще и часть франшизы. Этот момент был решающим.

Важно и то, что никто не будет редактировать текст так, чтобы это «хорошо звучало». Например, в работе с темой безопасности смещение акцентов недопустимо. И нам было важно, чтобы текст не трогали просто так.

Далее вы можете выбрать редактор, который удобнее. Некоторые книги возможно и реально верстать в Ridero, например. Но с нашими двумя сотнями иллюстраций, иконографикой (в общей сложности было вставлено 230 значков) и сложностями верстки вариантов не было — никаких любительских редакторов, только хардкор, точнее, InDesign. Если вы не знаете, как и что делать в этой программе, подключите команду, работа которой вам нравится. Кстати, помимо дизайнера и редактора очень нужен юрист. Урегулирование авторских прав — не так просто, как кажется. На словах эти вопросы не решают.

Где взять деньги

Если вы уверены, что книга нужна и полезна, а все технические моменты решены, осталась самая малость — найти деньги на издание. В нашем случае нужно было 300 тыс. руб. при тираже 1 тыс. экземпляров в твердой обложке и цветных иллюстрациях (в издательстве эта сумма доходила до 900 тыс.). Этап ценообразования — самый психологически болезненный. Потому что наверняка придет кто-то и скажет: «А книга-то дешевле должна стоить!», не посчитав, конечно, ваши вложения, а также расходы на транспорт, комиссию магазинов (если планируете сдавать в них) и другие траты.

Вот тут-то и понадобились все навыки, которым мы сами учим в книге — отстаивать свои границы и ценность. Да, у продукта стоимость складывается только из одной позиции — или его готовы купить за сумму, которая соответствует его ценности, или нет.

Глупо и ошибочно высчитывать стоимость, исходя из расходов. Тут вы или посчитаете свою работу «три рубля в час», или не учтете непредвиденных расходов. Более того, в одном из обсуждений цены на книгу я твердо поняла: как мы можем учить подростков, что важно ценить себя и свои границы, если будем в расчете стоимости продукта исходить не из ценности и значимости своей книги, а из того, что кто-то посчитал, будто это дорого?

Вот и важно силы потратить на разъяснение ценности, а не на споры и переживания о дороговизне. Единственное правило формирования цены на книгу — в среднем на интернет-площадках типа Ozon берется комиссия с продажи в размере 50%. Себестоимость просто не может быть ниже этой суммы. Ну, и второе правило: на своем интеллектуальном труде можно и нужно зарабатывать. Это не только не стыдно, но и действительно вдохновляет ваших читателей! Это, кстати, был еще один решающий момент за то, чтобы делать книгу самим — гонорары издательств совершенно не стимулировали к работе.

В итоге мы решили установить определенную цену на экземпляр и выставить книгу на продажу на платформу Planeta. Начались мои будни краудфандинга.

Теперь я честно могу сказать: я ненавижу краудфандинг! Это гораздо сложнее, чем кажется. Как видели это мы: книга классная, знания ценные, конечно, сейчас ее возьмут и купят. Тем более, в Екатеринбурге продажи нашей электронной книги били рекорды. Но не тут-то было!

Во-первых, ты выходишь за пределы своего региона и там тебя никто не знает. Это в родном городе ты эксперт по безопасности, а в других — совсем нет. В общем, смысл первого этапа краудфандинга — рассказать о себе, показать пользу продукта.

Второй момент, который надо проработать — это перепосты лидеров мнений. Запаситесь лекарством от стыда и пишите всем вашим знакомым и не очень — если у них много друзей, они имеют свою целевую аудиторию, смежную с вашей, или разделяют ваши ценности. Здесь лучший лайфхак — заранее подружиться и подарить книгу, пусть и напечатанную самим в «Копирусе». Так, нас поддержало НКО «Журавлик», опубликовав пост в группе «Травли нет», с ребятами я познакомилась еще в прошлом году. В тот день счетчик продаж впервые начал подпрыгивать. Но и не забывайте: если вам не отвечают — это тоже нормально, на это каждый имеет право. А действовать надо дальше!

Также лучше заранее приготовиться к волне критики — а наверняка будут и те, кто покрутит пальцем у виска. Нам писали, например, что мы «возрождаем Уралмаш 90-х», что «иллюстрации не нужны, я лучше знаю». «Не читал, но осуждаю» — такие будут всегда. Ищите «своих» людей и поддержку настоящих экспертов — как говорится, собака лает, караван идет.

Третий момент: первые продажи — самые сложные. Иногда надо закинуть денег самим, чтобы показать: «Эй! Книгу-то покупают!». Запрещенный прием, конечно, но нам удалось найти компромисс: многие наши ученики не хотели связываться с покупкой на Planeta, а приносили деньги наличкой. И я сама отправляла их на платформу. Ну, и последний момент — сбор средств. Это цель краудфандинга. Только ближе к концу я поняла важную вещь: вообще-то цель — не собрать всю сумму, а максимально информировать людей о своей книге. Вот так. В итоге мы собрали 70% от нужной суммы, остальное вкладывали сами. И это прекрасный результат.

Что еще важно знать на заключительных этапах? Planeta берет комиссию, ее важно заложить в расходы. Вы получите чуть меньше, зато выиграете на том, что люди охотнее купят книгу на известной платформе, чем у какого-то непонятного ИП. Кроме того, деньги идут долго. Мы отдали рукопись в типографию, внеся только аванс, и еще две недели ждали расчета с Planeta. Если у вас четкие сроки, очень важно учесть этот момент.

«На своем интеллектуальном труде можно зарабатывать. Это не стыдно». Как издать книгу 3

Резюмируя: издать книгу более чем реально. А потом наступает самый сложный этап — продать ее. Кроме экземпляров, которые у нас купили по предзаказу, есть те, что отправятся в магазины или будут рассылаться по заявкам с нашего сайта. А это значит, в офисе или квартире нужна небольшая кладовка, а в голове — план продвижения. Но это уже тема отдельной колонки.

Фото: Личный архив Анастасии и Максима Береновых