Клиенты задают вопросы. Отдать ребенка в спорт или музыку? Или пусть гуляет во дворе вволю? Пытаться поступить в гимназию? Или лучше уютная дворовая школа? Я хоть и психолог, но не знаю ответа. У каждого — своя правда.

Текст: Анастасия Муравьева (Беренова), художник, психолог, директор семейного центра «Дарина» для журнала «Шпаргалка»

Кризис удовольствий

В кабинете у меня девушка, увлеченная женскими практиками. Рассказывает, как после тренингов решила, создавая семью, выбрать роль домохозяйки: носила длинные юбки, пекла пироги, не работала и ждала, когда начнет зарабатывать муж. Ведь на тренинге сказали культивировать свои желания, заниматься творчеством и тогда чудо само сложится. А чуда не случилось. И я злюсь на эти идеи – сколько семей они уже порушили, исказив живые отношения, выдавая за них игру в куклы!

Как вымышлен и наигран этот мир! Женщинам внушают, что платьица – это очень важно, это путь к женственности, потребление – удовольствие. А наши чувства, живые переживания?.. И вот жертва «культа счастья» обнаруживает, что шарики не радуют, потом разочарование сменяет пресыщенность. И оказывается, что радость от воскресного пирога работающей мамы почему-то больше, чем от каждодневных разносолов «очень счастливой женщины».

Есть и противоположная, такая же деструктивная, модель, – ее я вижу на тренингах личностного роста и в бизнес-среде. «Никогда не сдавайся. Все зависит от тебя. Если кризис есть – он в твоей голове. Если работа не успешна – ты неудачник». Мир вечной борьбы за первенство. Постоянная работанад собой, стремление «победить себя» и гиперответственность. Перегрузки, переутомление, эмоциональное выгорание.

Истина – она где-то посредине. Жить в потоке, принимая любые роли и важные именно для тебя вызовы. Чувствовать, что ценно тебе – вступить в гонку за первенство или насладиться процессом создания продукта, работать много или не очень. И в других, менее популярных вещах, счастья не меньше.

Как у мамы в животике

Выбранные нами модели мы проецируем на детей. И тут важно не попасть в полярности. Вот одна из них: неспешный набор дел для удовольствия, отсутствие сложных задач, пренебрежительное отношение к оценкам и социальному успеху, подбор детям безопасной экосистемы (вплоть до домашнего обучения), небольших нагрузок, кружков-хобби, и если что-то не получается, о да – «это не твое».

Самый опасный крючок этой концепции описали Никитины в 80-е: если в детстве у детей множество любимых дел, похвала за успехи и нет причин выходить из зоны комфорта – во взрослой жизни выйти из нее тоже будет ой как трудно. Такие дети приучены трудиться – но только над тем, что нравится. А навык делать что-то через «не хочу» упущен.

Лидеры бесконечной гонки

На другом краю – путь к победе и успеху, там – отличники, юные спортсмены, гимназисты. Среди людей, пришедших ко мне как к психологу, таких большинство – во взрослом возрасте переживающих за идеальный результат, важность первенства и плачущих от воспоминаний «из музыкальной школы». Как часто внутри детской «гонки за лидерством» прячутся родительские амбиции и родительское непрожитое! В одного ребенка хочется «впихнуть» все накопленное культурой и педагогикой. Для кого это? Как правило, – для родителя, для ощущения «я хорошая мама». И хорошо, если ребенку действительно просто нравится выбранная секция, а ваша задача – поддержать его в преодолении трудностей.

Правда, что оценки травмирует психику детей? – спрашивают родители. Я считаю, не стоит драматизировать. Зачатки перфекционизма – это хорошо. Важно отличать себя, ценного и любимого, и свои действия, свои успехи и неудачи. И даже если от плохой оценки на ребячьей душе горько – не стоит сыну или дочке говорить, что это совсем неважно. Не обесценивайте результат! Лучше так: «Мне тоже грустно, что у тебя не получилось то, что тебе важно. И это хорошо, что ты чувствуешь ответственность и ценность этого дела, – раз грустишь. А еще важно, что я тебя люблю».

Не «что», а «как»

В соционике есть разделение людей на рационалов и иррационалов. Первые легко придерживаются правил, структуры, порядка, спокойно и ровно выполнят даже сложные задачи. Вторые – фонтан идей и ритмов жизни. С перепадами настроения и активности. Часто именно дисциплина и последовательность становятся для них сложным и невыносимым опытом, а вовсе не само содержание этих занятий. Даже при хороших результатах им сложно, например, долго зубрить, регулярно рано вставать… Таким людям (и детям, и взрослым) важно найти им свой ритм, – а с трудностями они справляются не хуже «рационалов»!

Важно слышать своего ребенка. Его потребности, ритмы. Принимать, даже если они не совпадают с вашими или теми, что продиктованы обществом. Поддерживать в трудностях, – но не избавлять от них. Отпустите в большой мир, где много усилий и требований, – он взращивает вполне взрослые качества. И помнить – на ребенка больше повлияет ваша модель семьи и принятые в ней ценности, чем то, что он принесет из школы.

Свою дочь после долгих раздумий я отдала все-таки в серьезную спортивную секцию. Хотя выбирала долго – чтобы содержание занятий было в радость. Раз любила плавать, выбрали синхронное плавание. Я решила для себя и озвучила ей, что заберу из секции, если увижу, что удовольствия будет намного меньше, чем трудностей. Но пока радость от плавания совмещается с упражнениями, требующих немалых усилий – в той пропорции, в которой преодоление трудностей приносит радость победителя.