А вот и травля

Психолог и соавтор книг про безопасность детей и подростков Анастасия Беренова сейчас тоже сидит дома, на самоизоляции. Из-за всей этой истории с коронавирусом ей пришлось отказаться от многих планов и проектов. Анастасия написала колонку о том, почему так много агрессии в обществе, почему, даже сидя дома, люди злятся на всех и вся и что нам со всем этим делать.

Всё чаще в эту эпидемию в Сети разворачивается «что-то немыслимое» — по количеству агрессии, ненависти и угрозам комментарии к постам зашкаливают. Ты предприниматель? Так тебе и надо. Заболел? А вот доездились за границу. Вышел погулять? Разносчик заразы. Требуешь карантина? Да ты против свободы!

Меня как предпринимателя зацепил шквал ненависти к тем, кто чего-то достиг. Самое хорошее, что писали «то ли люди, то ли боты»: «Так вам и надо!»

Я сейчас не требую от обывателей понимать разницу между предпринимательским риском и форс-мажором и даже просчитывать, что месяц простоя — это потери, не только равные доходу за этот период, а гораздо большие (особенно если учесть требования сохранить зарплаты).

Я хочу сейчас показать, как быстро и легко общество спускает свой гнев на выдуманных или реальных врагов.

Предпосылки к этому ясны — противоречивая информация, а также чувство неопределенности порождают тотальный стресс. Страх порождает агрессию. Важнее сейчас всем подумать, что можно сделать.

Потому что виноватым можно выставить кого угодно — бизнес, потому что, оказывается, у него есть деньги, приезжих из Москвы, потому что заразили, нарушителей карантина или требующих карантин. А люди, которые заболевают, боятся говорить об этом, потому что прочитали в соцсетях, как клеймят заболевших: «Чумные», — закрывают подъезды и шлют агрессивные послания: «Закидаем камнями».

Я даже понимаю тех, кто отрицает вирус, — иногда очень страшно посмотреть на то, что неуправляемо.

Меня больше всего здесь волнует тот раскол, который назревал и сейчас в меняющемся мире ускоряется. Особенно вот это разделение на богатых и бедных, весьма условное (поверьте, в малом бизнесе и деньги малые, скорее, это про любовь к своему делу и свободу). Меня волнует, потому что, увы, раскол и ненависть к богатству уже принесли много бед нашей стране.

Если мы сейчас не обратим на это внимание и не примем решения, страшнее вируса сейчас будет маргинализация общества, рост агрессии и нетерпимости, а в будущем — преступности.

Что происходит?

А происходит травля. Когда закрывались школы на дистанционку, мы шутили — наша работа (профилактика травли и обучение безопасности на улице, включая самооборону) никому не нужна больше. И что я вижу? Травля просто разрастается в интернете (ибо источник ее — не школа, а общество, в котором мы все живем), а на вопросы безопасности на улице у нас пик спроса.

«Феномен этой травли в том, что агрессоры по меркам своего общества являются вполне приличными людьми и, вероятно, не стали бы травить других членов социума, которых считают равными себе, но жертв они просто не воспринимают как людей.

Этот психологический механизм может быть запущен при любом виде травли.

Такая идеология невероятно мешает исследованию и решению конкретных проблем настоящими специалистами, которые, как правило, подвергаются травле наравне со стигматизируемыми под предлогом того, что они их якобы защищают. Зато очень удобна руководству системы, когда надо отвлечь внимание от собственных промахов («это не мы накосячили, это все эти уроды!») и канализировать сброс накопившегося недовольства, а также для преследования недовольных.

Выгода этого быстро понимается обычными людьми, которые (как правило, с корыстными целями) легко инициируют травлю в сторону своих противников, причисляя их (нередко ложно) к стигматизируемой группе. У этого вида травли плохой прогноз. Неотвратимое наказание срабатывает только в случаях серьезного нарушения закона.

Необходимо последовательно и неотступно создавать в обществе идеологию, которая противостояла бы попыткам объявить какую либо группу людей нелюдями. Демонстрация права на слабость каждого, уважение к слабости. Спокойное отношение к ошибкам. Здесь лучше всего помогает личный пример руководителя — «я тоже могу ошибиться, но я хороший учитель и уважаю каждого». Создание условий для всех без поблажек или жалости. Создание системы поддержки друг друга с условием «я готов оказать, а ты принять мою помощь».

Гордиться тем, что в коллективе уважают каждого, его таланты и особенности!

Немедленная и неукоснительная ответственность за травлю любого как инакового, так и обычного члена коллектива».

Ну и добавлю, уже не из книги.

Да, усиливается полярность, усиливается развитие того вектора, который был, — наряду с разобщенностью и агрессией идет и волна взаимоподдержки. Вот это и может быть одним из решений — выстраивание новых горизонтальных связей, формирование сообществ и движений, что, собственно, мы и видим.

И пусть этот вектор будет поддержан максимально — рассказывать друг о друге, о работе, помощи, перспективах, писать совместные письма, создавать отраслевые объединения и сообщества. То, чего точно нельзя делать — это молчать. И одергивать всех тех, кто развивает вектор травли и агрессии. Просто дать понять — «с нами так нельзя».

Кроме того, чем более точная и грамотная информация будет — пусть даже пугающая, но честная, тем меньше внутреннего метания и страха будет сублимироваться в агрессию. Критическое мышление — уж явно навык необходимый для будущего.

И всем напомню, что любая тема, окрашенная негативом или стигматизированная, рано или поздно приведет к еще большему напряжению.